Предлагаем Вам обзор упражнений, записанных на вебинаре автора развивающих игр Беллы Борисовны Финкельштейн.
Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.
Покажем это на основных игровых упражнениях.
Простые математические понятия:
1. Один и много. Много и один.
Где один? Где много?
Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.
Понятие равенство показываем на палочках.
2. Понятие цифры.
Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!
3. Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.
Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=
4. Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.
3 больше 2 на 1 | 6 меньше 7 на 1 |
5. Натуральный ряд. Построение натурального ряда.
Первый этап: строим ряд до 5 , второй этап — от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.
Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)
Еще одна исследовательская работа — доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.
6. Палочки можно объединить в семейки:
7. Состав числа из двух меньших.
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Соткем коврики.
Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7:
Или соберем взлетную полосу для самолета..
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
8. Решение примеров:
Дополняем решение примеров цифрами и знаками.
Сложение. | Вычитание: |
9. Составление задач по моделям.
Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.
На ветке сидели 7 воробьёв, прилетели еще 2 воробья, сколько воробьев сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?
10. Подготовка к пониманию действий умножения и деления.
Умножение: Сколько рядов? Сколько в одном ряду? Сколько всего? | Деление: Двойка является меркой предмета. |
11. Переход через десяток.
На многих языках числа второго десятка звучат одинаково: пять на дцать. Берем Десять (дцать) и кладем на него пять. Получается пятнадцать.
Давай сложим из палочек тринадцать, семнадцать!
12. Название чисел кратных десяти. Пятьдесят — пять десятков.
Как выглядит тридцать? или восемьдесят?
Мы увидели возможности использования палочек для решения арифметических задач.
Рассмотрим использование палочек в геометрии.
Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).
Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.
Треугольник. Считаем количество углов и сторон.
Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.
Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).
Для использования на занятиях понадобится одна коробка цветных счетных палочек Кюизенера на 2-3 человек.
И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера.
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
One Comment
Елена
Отличный материал для работы! Четко, доступно и функционально. Спасибо!