Данной статьёй мы открываем новую рубрику журнала «Давайте познакомимся» и у нас в гостях интереснейший и творческий человек – Белла Борисовна Финкельштейн, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования.
В практику работы дошкольных учреждений по всей России давно вошли и стали привычными развивающие игры, автором которых является Белла Борисовна: «Математический планшет», демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера: «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «На золотом крыльце…» и многие другие.
О результатах своей интереснейшей деятельности Белла Борисовна Финкельштейн рассказала в интервью нашему журналу.
— Белла Борисовна, расскажите, как Вы начали придумывать игры?
Это было в далекие семидесятые годы. Я работала воспитателем в детском саду. Имеющихся игр было недостаточно, я начала придумывать свои и сама их изготавливать.
В восьмидесятые годы, работая преподавателем методики формирования элементарных математических представлений в педагогическом училище, я вела кружок «Поиск», в котором мы со студентами увлеченно придумывали игры и даже занимали призовые места на конкурсах.
В 90-е годы развивающие настольные игры мы мастерили вместе с воспитателями детских садов: клеили кубики, рисовали карточки с логическими картинками, разрабатывали алгоритмы. Эта деятельность хоть и была продиктована повсеместным дефицитом и скудным ассортиментом детских развивающих игр, но именно эти обстоятельства стимулировали тогда творческие «искорки» педагогической фантазии. Я всегда говорила, чтобы творить, нужно быть немного голодным. Именно тогда, в эпоху педагогического «голода», появились многие идеи для создания впоследствии моих авторских пособий.
— У Вас у одной из первых в нашей стране появились дидактические игры и пособия к блокам Дьенеша и Палочкам Кьюзинера, как это произошло?
В судьбе каждого человека есть Встреча, которая многое меняет в его жизни. В девяностые годы я впервые познакомилась с этими дидактическими материалами — логическими блоками Дьенеша, цветными счетными палочками Кюизенера и влюбилась в них, увидела их колоссальный развивающий потенциал. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера уже тогда широко применялись в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран.
Логические блоки Дьенеша – это объёмные эталоны форм и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Прекрасное средство ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами! Данное пособие дает возможность оперирования сразу несколькими свойствами предметов: в процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств, а затем и по двум, и по трём свойствам.
Счётные палочки Кюизенера — это комплект разноцветных маленьких призм, которые используются для представления и использования «чисел в цвете». Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких, как число, отношение, порядок следования, счёт и др. Данные пособия уникальным образом способствуют ранней логической пропедевтике и, прежде всего, подготовке мышления детей к усвоению математики. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Нашим отечественным педагогам эти пособия тогда были не знакомы и в практической работе с детьми очень мало использовались. Причины — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
А чуть позже произошла еще одна встреча – с генеральным директор ООО «Корвет» Анатолием Николаевичем Павловым, который поверил в востребованность игр с этими материалами. Работая совместно, мы воплотили в жизнь множество идей и в детских садах появились такие игры, как «Страна блоков и палочек» для детей 4-7 лет, «Поиск затонувшего клада» для детей 5-8 лет, «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет и многие другие
— В чем особенность, «изюминка» Ваших игр?
Все созданные игры многофункциональны, могут использоваться в разных целях. Например, игра «Лото на математическом планшете» позволяет сочетать задачи, развивающие умения детей переносить заданную схему на планшет и задачи по развитию речи, умения работы в команде. В игре «Праздник в стране блоков» развиваются умения логически мыслить и работать по определённым правилам. Каждая игра дает возможность детям проявить свое творчество, а самое главное, большинство игр соревновательны и предполагают командную работу.
Ещё для меня очень важно, чтобы в играх был «витамин Ю» — юмор, чтобы играть было весело и интересно.
— На какие педагогические технологии Вы опираетесь, разрабатывая свои игры?
Моя любимая технология ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Основная концепция: знания не передаются, а добываются детьми в ходе интеллектуально-игрового процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В данной технологии заложен превосходный инструментарий для развития творческих способностей, что в настоящее время крайне востребовано.
— Требуется ли участие в таких играх взрослого?
Игра должна быть интересна и взрослому, и ребенку, и, конечно, участие взрослого — педагога, родителя, что чрезвычайно важно и обогащает их совместное взаимодействие. Очень бы хотелось, чтобы игры жили не только в детском саду, но и в семье.
— Белла Борисовна, редакция нашего журнала от всей души поздравляет Вас с юбилеем, желает здоровья, благополучия и творческого процветания. Спасибо за интереснейшее интервью. Надеемся, что игры-новинки под Вашим авторством будут регулярно пополнять копилки дидактических игр в наших детских садах.
Беседовала Белоусова Е.И.