Предположим, вы хотите купить ребёнку игрушку, но не знаете, что её больше всего нравится. Помочь в выборе игрушки для детей, еще не умеющих говорить и не способных, поэтому поведать о своих предпочтениях, может наблюдение за их играми.
На первом месяце жизни игра происходит в форме простых рефлекторных действий. Новорожденным нравятся игрушки, позволяющие использовать простейшие навыки и умения, с которыми они появляются на свет. Пустышку малыши любят за то, что её можно сосать, погремушки – хватать, яркие игрушки – разглядывать, раскачивающиеся неваляшки — толкать. Но не обязательно всякий раз покупать новые игрушки. Младенцу нравится подолгу заниматься собственными ручками и ножками. Попытки управлять ими в моменты пристального разглядывания, изучения сначала себя – первые признаки игровой активности ребенка. Потом происходит разделение границ своего «Я» и других людей. Когда ребенок грызет кулачки, он испытывает определенные ощущения одновременно во рту и в руке. Но когда он сосет руку матери, то ощущения возникают только во рту. Осознание границ собственного «Я» закладывает основу представления ребенка о себе как о существе, отличном, обособленном от других.
Между 1-м и 4-м месяцем (2-я стадия чувственно – двигательного развития). Когда у ребенка появляется способность координировать движения рук и глаз, он может и видеть, и касаться какого-либо объекта. Теперь, благодаря восприятию двигающейся погремушки, он начинает понимать, что её можно потрогать и даже ударить, покрутить и т.д. Специалист по детскому воспитанию и развитию Б. Уайт рекомендует подвешивать над головкой ребёнка на расстоянии 15 см от глаз небьющееся зеркало. Он полагает, что в этот особый период жизни дети легко втягиваются в игру с собственным телом, руками, ногами, лицом и т.д., в процессе которой формируются их первые отношения через общение с собственным зеркальным отражением. Это – вторая (после общения с родителями) стадия развития социальности детей.
С 4 до 8 месяцев (3-я стадия чувственно — двигательного развития) дети начинают получать удовольствие оттого, что сами могут вызвать какое-то приятное событие. При этом они уже понимают, что явилось причиной, а что – следствием. Ребёнок знает: если потрясти погремушку, то она издаст забавный звук. Согласно Пиаже, виды активности, приятные для детей. Они готовы повторять ради того, чтобы вновь и вновь получать удовольствие. Восьмимесячный ребенок находится именно на такой стадии чувственно – двигательного развития, поэтому порадовать его может та игрушка, которая издает звуки и с которой можно играть (например, резиновый котенок, который пищит, если на него нажать; звонок, который звенит, если по нему ударить; шарик, издающий мелодичный звук, когда его катают). Преподнеси ребёнку подобный подарок – и он наверняка будет рад ему.
В возрасте от 8 месяцев до года (4-я стадия чувственно — двигательного развития) дети могут вызвать какой-то событие благодаря использованию старых мыслительных схем: они стучат игрушками, суют их в рот, бросают, вращают и т.д. Подобные действия обычно называют исследовательскими, поскольку с их помощью дети больше узнают об игрушке и обо всём, что с ней может произойти. Б. Уайт предлагает иметь игрушки для игры в воде, игрушки с ручками и без них, наборы из 30-40 предметов и форм, помещенные в большую коробку или чемодан. Кроме того, он рекомендует использовать в играх с детьми мячи диаметром от 16 до 60 см: мяч движется непредсказуемо, поэтому вариантов поведения у ребёнка больше, чем при игре со многими другими игрушками. Теперь, когда дети могут предугадать какие-то события, игрушки ещё сильнее, чем прежде стимулируют их любопытство.
«Ходячие дети» обращаются с предметами иначе, чем младенцы, которые изучают их только с помощью органов чувств. «Ходячие дети» в процессе игры чаще используют воображение, творчество.
На втором году (5-я стадия чувственно — двигательного развития) дети начинают осознавать связи между различными предметами и их функциями. Хорошая иллюстрация этого – умение ребенка возвращать, например, солдатика в манеж, предварительно переворачивая его вертикально. Ведь теперь он не случайно, а намеренно поворачивает его так, чтобы протащить сквозь решетку манежа.
Все предметы в окружающем ребенка мире приобретают для него новое значение. Интерес к связи причины и следствия способствует тому, что дети учатся заводить, поворачивать, открывать и т.д. игрушки, чтобы получить какой-то результат: звук, прыжки, стук и прочее. Они уже умеют пользоваться выключателем, нажимать на кнопки заводных и автоматических игрушек.
У двухлетних детей игра становится более сложной, содержательной. В полтора года дети узнают о предназначении многих вещей, закрепленном в культуре их социального окружения, и с тех пор игра становится всё более символической. Они воображают, что в чашке, из которой они обычно едят, есть чай или сок, даже когда их там нет. В подобных играх детское «как будто» означает многое: можно предположить, что находящееся в чашке «как будто» можно предложить маме.
Ребёнок уверен, что кукол можно укладывать в постель и они будут спать, как настоящие люди. Образы, которые используют дети в своих играх, похожи на реальные предметы, только, может быть, чуть-чуть уменьшенные. Ребёнок может подметать пол какой–нибудь игрушкой, но обязательно напоминающей веник, а не просто палочкой, и то, что он представляет как чашку, должно напоминать настоящую чашку.
Но уже к 2 годам дети могут использовать символы, поэтому их игра становится менее зависимой от точных копий предметов. Требование сходства образов с реальными предметами уступает место этим символам. «Веник» теперь не обязательно должен быть похожим на настоящий веник. В качестве него может оказаться прутик или любой другой предмет. Для имитации реальных предметов дети этого возраста часто используют в своих играх кубики, коробки, палочки и т.п.
Из книги «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». Авторы — К. Флейк – Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин.